История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный)

ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРУ КОМИКСА

(Фантастика и «экзотические приключения»)

КОМИКСЫ

© Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный), 2003

Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный). Графическая проза. Путеводитель по миру комикса: (Фантастика и «экзотические приключения»).- Версия от 14.11.03.

Любезно предоставлено автором, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРУ КОМИКСА

РАЗДЕЛ I. США - МУЖЧИНЫ В ТРИКО (КОМИКС США И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ)

РАЗДЕЛ II. ЕВРОПА: АВТОРСКИЙ КОМИКС

РАЗДЕЛ III. ЯПОНСКАЯ МАНГА: СВОИМ ПУТЕМ

РАЗДЕЛ IV. КОМИКС В РОССИИ И СНГ: БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

КОМИКСЫ

A B C D E F G H I J K
L M N O P Q R S T U V
W X Y Z 1 2 3 4 5 6 7
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРУ КОМИКСА
(Фантастика и "экзотические приключения")

"ГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА" - первая в России попытка создания путеводителя по миру фантастического комикса. Автор отдает себе отчет в том, что его работа не лишена недостатков, а заодно обязан предупредить: имея формальные признаки справочника, "Графическая проза" - не вполне библиографическая работа. Работа лишена библиографической сухости и беспристрастности, изобилует субъективными, авторскими комментариями. В целом, автор попытался здесь совместить приемы библиографии, научпопа и эссеистики. Жанр настоящей работы можно определить как "лирическую комикс-энциклопедию" или "путешествие дилетанта в комикс" (по аналогии с известными книгами, посвященными рок-музыке - В.Кутинова и А.Житинского соответственно).

А собственно, автор и есть дилетант в области комикса. Читатель. Но читатель интересующийся. В прежние времена, в силу общей необразованности российской интеллигенции, вынесших из совка формулу: "Комиксы читают только тупые", автор относился к этой разновидности поп-арта соответствующим образом. Однако всегда придерживался правила: любое явление следует критиковать, лишь тщательно изучив предмет критики, его специфику, его соматику.

У нас же, даже внешне образованные люди, при слове "комикс" брезгливо оттопыривают нижнюю губу: "Сам не видел, но это - убожество". Ну, это то же самое, что ругать всю фантастику, апеллируя к сочинениям уже сегодня почти забытого Эрнста Малышева, а рок-поп-музыку оценивать критериями новорусской попсы. Комикс, как и любой иной вид творчества, имеет четкий адресат: вот для детишек, а это для "даунов", а вот это для интеллектуалов. Здесь так же все зависит от таланта сценариста и рисовальщика.

Так вот, автор этих строк решился изучить предмет, дабы не уподобиться нашим снобам-"интеллектуалам". Чаще всего они даже не знают, чем комикс отличается от карикатуры. Показал я одному такому "специалисту" политический комикс. Очень он понравился моему приятелю. "Это комикс", - говорю; "Нет, - отвечает. - Это не может быть комиксом, потому что слишком талантливо. А комиксы - это для американских даунов".

Отталкивают ли комиксы от традиционной книги? Вряд ли. Плохая литература еще с большим успехом способна превратить человека в того же "дауна". Во всяком случае, пообщавшись с отечественными комиксмейкерами на фестивале "КомМиссия", я обнаружил, что все это люди не просто хорошо начитанные, но всесторонне образованные, разбирающиеся в литературе, кино, и, конечно, в изобразительном искусстве. Моя малолетняя дочь читает и комиксы и традиционную литературу. И, кстати, после ознакомления с ком-серией "Великолепные приключения", стала даже больше читать книжек. "Пиковую даму" в 10 лет самостоятельно одолела - по личному почину.

Надеюсь, кто-то из читателей имел удовольствие читать рисованные дневники Ефросиньи Керсновской "Наскальная живопись" о ее хождениях по мукам через лагеря ГУЛАГа. Столь же впечатляющей оказалась бы ЭТА реальная история, если бы Керсновская сообщила бы ее лишь вербально, буквенно, убрав визуальный ряд? Да-да, есть темы, которые трудно передать лишь словами, буквами. Так, чтобы прочитали и зримо увидели перед глазами весь ужас пережитого. Книга-Альбом Керсновской - это уже шедевр литературы и изобразительного искусства ХХ века. Признаный.

Что же такое комикс? Если грубо, то - это две и более картинки, связанные между собой сюжетно, по смыслу. Иллюстрированное повествование. Откройте журнал "Крокодил" советских времен. Сколько угодно комиксов обнаружите. Вспомните бум диафильмов в 1970-1980-е. А ведь диафильмы - те же самые комиксы, только на пленке.

Это к вопросу, что в СССР комиксов не было.

О названии. Слово "Comics" употребляется преимущественно в англо-американском "регионе" и в части стран Восточной Европы (включая, конечно, Россию). В большинстве стран графическая литература имеет свое обозначение: во Франции - bande dessinue (или просто - "BD"); в Италии - fumetti; в Германии - bilderbogen (листы с картинками); в Сербии и Хорватии (Югославия в советские годы была единственной восточноевропейской страной со сложившейся традицией и громкими именами графической литературы) - стрип; в Японии - manga; в Китае - лианхуанхуа; в Гонконге - манхуа...

Поэтому, например, во французских энциклопедиях вы не обнаружите статьи под название "Комикс". Однако это не означает, как некоторые думают, что культура рисованной литературы во Франции не развита. Вот уж где она находится на высоте (комиксы здесь издаются не дешевыми журнальчиками, как в США, а в виде дорогих альбомов) и финансируется на правительственном уровне, а лучшие работы выставляются в Лувре!

Вопреки всеобщему заблуждению "национальность" комикса - европейская, а не американская.

Уже не раз писалось о том, что комикс (графические истории) едва ли не древнейший вид изобразительного искусства, уходящий своими корнями в "седую старину" - к наскальным рисункам и житийным иконам (последние, кстати, действительно разумно рассматривать в качестве очевидного прообраза графической прозы).

Куда важнее определить не первоисточник комикса, а его происхождение в современном образе. Прежде всего, необходимо разрушить укоренившийся в журналистике (как ни странно, НЕ В АМЕРИКАНСКОЙ, А В ЕВРОПЕЙСКОЙ) миф об американском происхождениии комикса. Даже многие из художников-комиксмейкеров (во всяком случае, в России) до сих пор упрямо ведут родословную жанра от первого американской графической истории Ричарда Оуткаулта "Желтое дитя", первый выпуск которой появился 5 мая 1895 года в газете "Sunday New York World". Это заблуждение, порожденное либо незнанием, либо странной убежденностью: раз американцы придумали термин "комикс (Comic Book), то и изобретение рисованной прозы тоже их заслуга. В порядке отступления, расставим точки над i относительно терминологии. Объективности ради, скажем: да, именно в США комикс (у нас нет своего, "национального", определения, поэтому чего нам кокетничать) стал индустрией, да, в США комикс вышел с воскресных газетных полос и прорвался журналы, а затем обрел и книжный формат.

Но в Америку комикс пришел с полос европейских газет.

Так кто же был отцом современного комикса? На эту роль претендуют несколько именитых личностей.

Еще в XVIII веке английский живописец, график, основоположник социально-критического направления в европейском искусстве Уильям Хогарт (1697-1764) облек драматическое повествование в рисунок (например, его серии рисунков и картин "Карьера проститутки" и "Карьера мота"). Самый же популярный предшественник современного комикса - немецкий поэт и график Вильгельм Буш (1832-1908), который снабжал свои стихи серией рисунков, отражающих сюжетную линию поэтического повествования. Его графико-поэтические истории о приключениях Макса и Морица, сочиненные и нарисованные в 1860-е годы, до сих пор пользуятся заслуженным успехом.

И все-таки подлинным отцом, изобретателем газетного комикса следует считать английского карикатуриста, офортиста и живописца Томаса Роулендсона (1756-1827). Его серия о похождениях доктора Синтаксиса - "Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного" - публиковалась в газетах с 1812-го по 1821 год, и является хронологически первым образцом НАСТОЯЩЕЙ графической прозы. Уже после смерти художника истории о докторе Синтаксисе были объединены в один том - "Doctor Syntax"s Tree Tours: In Search Of Picturesque, Consolation and a Wife" (London, 1869).

Однако, трон пионера Роулендсон делит вместе со швейцарским педагогом и графиком Родольфом Тёпфером. Тёпфер преподавал в пансионе и для лучшего усвоения учениками материала разработал, по собственному определению, литературу в эстампах - забавные рассказы с картинками и текстом. Рисунки шли по комиксному принципу (автография) - то есть с лева на право, а сопровождающий текст обязательно писался от руки, являясь составляющей рисованной истории. Более того, Тёпфер написал монографию "Опыт физиогномики" (1845), в которой дал теоретическое основание автографии, так что швейцарского учителя можно справедливо считать не только одним из изобретателей комикса, но и первым теоретиком жанра.

В середине XIX века дань историям в картинках отдали и такие мастера графики, как Надар и Г.Доре. Вспомните, хотя бы, "Библейский альбом" Доре и особенно его же "Историю Святой Руси" (1854).

Ну, и, наконец, нельзя не упомянуть имевшую большое распространение в России конца XVIII - начала ХХ вв. лубочную литературу, так же так же основанную на драматургии изобразительного ряда и текста.

Первоначального комиксы публиковались на страницах воскресных газет и представляли собой короткие истории комического, сатирического или политического характера. В 1930-е годы комиксы стали выходить отдельными журналами и книгами (объем одного тома японского манга-романа может достигать 600-700 страниц!).

Научная фантастика пришла в графическую литературу на рубеже 1920-1930-х годов и вкоре превратилась в генеральное направление комикс-культуры. Однако специального изучения именного фантастического комикса в исторической ретроспективе, насколько мне известно, пока не предпринималось (во всяком случае, на территории СНГ). Автор надеется, что предлагаемый скромный опыт обозрения фантастического комикса окажется полезным интересующимся читателям.

Немного о структуре Путеводителя.

Диапазон отбора произведений достаточно широк: это как чистая фантастика (со всеми поджанрами - НФ, фэнтези, мистика, хоррор, киберпанк и т.д.), так и то, что Жюль Верн называл "необычными приключениями" - т.е. всевозможные экзотические приключения с элементом фантастики ("Тарзан" и производные), это и часть детективно-криминальных романов о героях в масках, так же содержащие элемент фантастического.

Путеводитель разбит на четыре основных раздела-главы. В первом представлены произведения, появившиеся на территории США и Южной Америки, второй раздел представляет европейский комикс, третий посвящен японской фантастической манга, и, наконец, в четвертом разделе представлены опыты отечественнызх комиксмейкеров. Внутри каждой главы материал сгруппирован в алфавитном порядке. За исключением раздела, посвященного российскому комиксу, где принят хронологический принцип. Этот отход от стандарта продиктован простым соображением: комкс в России и СНГ делает только первые шаги, не так уж и много изданных работ. Поэтому автору показалось интересным и оправданным проследить этот путь "младенца" исторически, пошагово.

Работа не претендует на исчерпывающее освещение темы. Путеводитель постоянно обновляется и исправляется, поэтому автор будет искренне благодарен за любую дополнительную информацию и указание допущенных ошибок.

Автор выражает глубокую признательность Михаилу Заславскому - первому читателю этой скромной работы, за ценные советы, исправление ошибок и множество полезной информации.

Исправления, дополнения и пожелания можно присылать по электронному адресу:

josh-kritik@mtu-net.ru

Приятного путешествия по миру комикса!

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

A B C D E F G H I J K
L M N O P Q R S T U V
W X Y Z 1 2 3 4 5 6 7
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

P

Q

R

S

T

U

V

W

X

Y

Z

2

А

Б

В

Г

Д

З

К

М

Н

О

П

Р

Т



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001