История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Х. Генкин

ВРЕМЯ ГРЯДУЩИХ ГОРОДОВ

Конкурс «Мир 2000 года»

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© Х. Генкин, 1972

/ Пер. с болгар. // Техника-молодежи.- 1972.- 12.- С. 10-12, 4 с. обложки.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Если бы в солнечной системе обитали иные разумные существа, кроме нас, землян, то они неукоснительно пришли бы к выводу, что мы поставили перед собой задачу перебраться на жительство в города. Доказательство тут достаточно простое: с начала до середины нынешнего века население нашей планеты увеличилось наполовину, тогда как население городов - в два с половиной раза!

Скороспешный рост городского населения вынуждает некоторых западных урбанистов рисовать слишком пессимистичные картины будущего. Они утверждают, что вскоре после 2000 года, если не будут приняты решительные меры, человечество деградирует и даже погибнет от недостатка жилищ и плохих сани-тарно-гигиенических условий на окраинах городов; нехватки и загрязнения воды; загрязнения воздуха; городского шума, который доведет до массовой неизлечимой глухоты; миллиардов тонн твердых отходов, которые сплошь покроют земную кору.

Но так ли уж все мрачно в сегодняшнем цивилизованном мире?

Долгосрочные перспективы урбанизации в XXI веке требуют принять во внимание будущие технические возможности и условия. Ядерная, подземная, солнечная и другие, пока еще не распознанные виды энергии - залог невиданных достижений в завоевании не только новых земель, но и планет. Станет возможной урбанизация пустынь, Арктики, океана. Нетрудно себе представить чудеса - плоды неограниченных возможностей техники после 2000 года. Огромные фантастические купола покроют целые города в пустынях, в саваннах, в Арктике. Плавающие города-атоллы "заселят" океаны, а города-дендратомы вернут земной поверхности дивную красоту девственной природы.

Но прежде чем дать волю фантазии, обратимся к прогнозам прошлого. Наука человеческого расселения занимала лучшие умы всех веков. Воистину есть нечто трогательное в средневековой концепции "идеального города". Социально-экономические условия тогдашнего общества принуждали даже таких смелых мечтателей, как Витрувий и Леонардо да Винчи, окружать города оборонительными стенами. Историки доказали, что город, потерявший возможность защищать своих жителей, не мог бы долго просуществовать. Поэтому одним из критериев для большого города было предельное расстояние, на котором его обитатели могли бы услышать предупредительный оклик часового с башни, чтобы не быть застигнутыми врасплох нападением завоевателей.

Одна идея сменяла другую. Город Утопия Томаса Мора был старшим братом "города-солнца" Кампанеллы, а позднее "города-сада", но до начала нашего века градостроители, которые мнили себя прорицателями, не могли расстаться с ретроспективностью своих утопий, неизменно перенося в будущее условия своей эпохи или только преувеличивая их характерные черты.

Городские проблемы сегодняшней цивилизации более комплексны. Ныне жизнь города намного сложней, и решение задачи не только в том, чтобы предостеречь сограждан от засорения и эпидемий, от холода и зноя, от бедности и порока. Сегодняшний город похож на реактор, где концентрация людей и их деятельности достигает одной критической точки, совпадающей с состоянием цепной реакции. Город - это процесс. Он бы погиб от деконцентрации и схоластичности планировки-Сегодня существуют сотни интересных идей города будущего. Родоначальником их можно по праву считать прогрессивного французского градостроителя Ле Корбюзье. Его проект "лучезарного города" в свое время дал большой толчок к созданию новых концепций.

В 1956 году на Х Международном конгрессе архитекторов в Дубровнике группа X, в которую входили Кандилис, Бакема и другие, предложила свое понятие принципов динамичного города, доведя до единообразия проектные решения городов на всех континентах. Так, в 1965 году на конгрессе Международного союза архитекторов в Париже появилось сразу двенадцать проектов "города будущего". Все они принадлежали молодым, но уже известным архитекторам, которые объединялись вокруг Мишеля Рагона, автора известной книги, посвященной современному градостроительству. Одновременно с ними появились и другие группы, работающие в этом направлении, такие, как "семеро метаболистов" в Японии, группа Арчиграм в Англии. В проекте группы Арчиграм, известной как группа "восьми сердитых англичан", развивается тема создания архитектуры одноразового использования. Вот одна из идей: все элементы города могут быть демонтированы, поскольку рассчитаны на эксплуатацию в соответствии с их моральным износом. Жилищная клетка- квартира может заменяться новой и включаться, как в штепсель, в огромный каркас так называемого передвижного города-штепселя. Подобно передвижной ярмарке с ее палатками, воздушными шарами, экранами и всевозможной аппаратурой, передвижной город-однодневка (проект его уже разработан для Калифорнии и для Англии) будет странствовать по земным просторам, "подключаясь" то к одному, то к другому провинциальному городку. Идея необычайно оригинальная, но в то же время она иллюстрирует неискренний, торгашеский подход в духе "массовой культуры" к решению проблемы. А недостаточность и сомнительные качества этой "массовой культуры" - бич больших капиталистических городов.

Существует много проектов урбанизации водной поверхности, которые на практике возрождают забытые идеи минувшего. Так, например, идея города-моста, известного под названием горизонтального небоскреба, была основой интересных проектов московского архитектора Лисицкого еще в 1920 году. Ныне взгляды многих урбанистов направлены к океану. Видный японский архитектор Кензо Танге в 1960 году предложил проект развития Токио посредством застраивания Токийского залива. Не менее смелы "морские" проекты и Паоло Солери, Могридже, Поля Меймона. По мнению Кийонури Китукаке, морской город можно построить как систему огромных плавающих бетонных цилиндров, а Уильям Катавалос считает, что целесообразнее пластиковая надувная конструкция, погруженная в воду.

Имя Паоло Солери связано также и с идеями урбанизации космоса. "Астеромо" - это новый город-астероид с 70 тыс. жителей, имеющий форму цилиндра с двойными стенами, поддерживающими постоянное давление.

В третьем тысячелетии Луна и планеты солнечной системы будут уже исследованы и покорены человеком. Весьма вероятно, что будет установлен и контакт с внеземными существами и цивилизациями. Первые идеи и проекты космической архитектуры уже налицо. Проект Кенета Снелсена удивительно напоминает структуру атома и может разрастаться до бесконечности. Известен французский проект лунного города, напоминающий проект города арктического.

На фоне этих идей советские предложения отличаются своей оригинальностью и практичностью. Советские ученые намереваются использовать лунные кратеры, покрывая их прочными оболочками, создавая своеобразные города с искусственным климатом, хорошо защищенные от метеоритов, с отличными базами-станциями для космических кораблей.

Истерия на Западе вокруг так называемого "демографического взрыва" точно так же, как и боязнь "вредных последствий", которые яко-5ы неминуемо сопутствуют процессу урбанизации, должна уступить место реалистическому подходу к гармоничному и плановому преобразованию Земли. Пример в этом отношении показывают страны социалистического содружества, где рост новых и реконструкция старых городов осуществляются в грандиозных масштабах сообразно требованиям человека и его жизненной среды.

Города будущего - не только оптимистичный прогноз. Город будущего - тот светлый идеал, к которому человек стремился века. И этот идеал осуществим на пути сознательного, разумного воплощения надежд всего человечества. Потому что города будущего отвечают на вопрос, откуда мы, кто мы, что мы хотели и кем хотим быть. Потому что время городов будущего уже наступило.

    Перевод с болгарского
    Христе ГЕНКОВ, главный архитектор Международного центра технической информации и урбанизма

На развороте - картины, присланные на конкурс "Мир 2000 года".
А. КАРПЕНКО (Молдавская ССР, с. Терновка) - "Лунные города" (слева вверху).
Е. СТЕПАНОВСКИЙ (г. Каменск-Уральский) - "Полет над городом будущего" (слева внизу).
В. ПЕТРЕНКО (г. Здолбунов Ровенской обл.) - "Ритм инопланетного города" (справа).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001