История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Щербак-Жуков

СОЕДИНИВ В ОДНО ФАНТАЗИЮ И МУЗЫКУ...

Кинорежиссер Леонид Квинихидзе

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Щербак-Жуков, «Если», 2000

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Квинихидзе не относится к числу режиссеров, чье имя произносится с придыханием в кругах тонких ценителей киноискусства. Он вообще не из тех режиссеров, кого знают по именам, а, скорее, из тех, кого знают по фильмам. А точнее, просто знают и любят их фильмы, не стараясь запомнить, кто же их снял. Стоит назвать хотя бы пару наугад- "Соломенная шляпка", "Мэри Поппинс, до свидания!" - как все сразу понимают, о ком идет речь. Его фильмы настолько ярки и выразительны, что, кажется, затмевают саму персону их автора, да и он сам, похоже, не стремится себя выпячивать, не спешит давать интервью, мелькать на телеэкране, а скромно уходит в тень своих кинобестселлеров. Среди снятых им фильмов есть приключенческие и комедийные, фильмы-сказки и фильмы-биографии, мюзиклы и экранизации; придирчивый критик вправе назвать его всеядным и будет отчасти прав. Фильмы Квинихидзе, действительно, очень разные, даже не верится, что сняты они одним режиссером. Сближает их, пожалуй, только одно - неприкрытое и откровенное желание автора предоставить зрителю максимально интересное и увлекательное зрелище. В этом желании он, естественным образом, не смог миновать и фантастического жанра.

Фильмы фильмами, но справедливости ради стоит все-таки начать с биографической справки...

Родился Леонид Александрович Квинихидзе в Ленинграде, в 1937 году. В конце 50-х годов поступил во ВГИК, в режиссерскую мастерскую В. Копалина. Еще учась в институте, он начал снимать хроникальные фильмы на ЦТ и ЦСДФ в Москве, а также на "Ленкинохронике" в своем родном городе на Неве: "Молодость нашего балета" (1958, тв), "Чехословакия в Москве" (1960), "Город встречает утро" (1961), "Маринино житье", "Георгий Седов" (1962) и др. В 1962 году Квинихидзе закончил институт, а уже в 1965 на студии "Ленфильм" снял свою первую игровую картину - историко-революционный фильм "Первый посетитель". Потом был биографический фильм "Моабитская тетрадь" (1968) и приключенческая лента "Миссия в Кабуле" (1970).

В 1973 году на родном "Ленфильме" режиссер снял четырехсерийный фантастический фильм "Крах инженера Гарина". Положенный в основу картины роман Алексея Толстого был аккуратно, но основательно перелопачен, в результате чего приобрел большую жесткость и памфлетность. Даже сейчас, спустя почти двадцать лет, не смотря на весь свой антибуржуазный пафос, фильм не выглядит устаревшим и наивным, смотрится с увлечением. В нем впервые во всю проявилось одна из замечательных способностей режиссера - виртуозная работа с актерами. Всегда и во всех последующих фильмах Квинихидзе удавалось необычайно точно подбирать актеров на роли. Так и в этом фильме каждая роль - попадание в самую точку. Олег Борисов в роли инженера Гарина - это живая антитеза пушкинскому утверждению, что "гений и злодейство суть вещи несовместные". Это не просто гениальный ученый, изобретатель уникального смертоносного прибора, стремящийся весь мир подчинить своей власти. Его гиперболоид в фильме превратился в гиперболу власти - научный неологизм стал художественным образом, придавшим его изобретателю запредельные, инфернальные черты. Да-да, инженер Гарин в фильме Квинихидзе - это не просто сумасшедший профессор, известный по американским комиксам, и не великий тиран, легко узнаваемый по антивоенным фильмам-памфлетам, это само воплощение дьявола на Земле. Он мастерски искушает столкнувшихся с ним людей, а затем безжалостно приносит их в жертву на алтаре своей безумной идеи. Эти потусторонние нотки еще не однократно зазвучат в последующих киноработах Олега Борисова. Так что можно смело сказать, что фильм "Крах инженера Гарина" сыграл ключевую роль в развитии этого актера. Так же необычайно интересен Александр Белявский в роли советского разведчика Шульги. Известный в основном по эпизодическим и отрицательным ролям, мастер дубляжа и закадрового текста, Белявский сыграл простого, бесхитростного, но при этом твердого в своих убеждениях человека. Сейчас, когда идеологическая подоплека фильма ушла в прошлое, конфликт Гарина и Шульги выглядит аллегорией извечного столкновения добра и зла. Не знаю, правомочно ли искать в этом религиозные символы и аналогии, но уж точно можно - общефилософские.

Не прошло и года, а Квинихидзе от мрачного фантастического памфлета перешел к искрометным мюзиклам. "Соломенную шляпку" (1974) и "Небесных ласточек" (1976) роднит очень многое: музыка, смех, блистательный Андрей Миронов в главных ролях... На этих фильмах необычайно отточилось мастерство режиссера, его стиль и манера.

В 1978 году Квинихидзе удалось соединить два своих любимых жанра, сняв уже на "Мосфильме" фантастический мюзикл "31 июня". Любители фантастики со стажем, конечно же, помнят небольшой сборник из серии "Библиотека зарубежной фантастики", где впервые на русском языке была опубликована одноименная повесть Джона Бойтона Пристли. Она словно сама просилась на экран, в ней было все, что нужно для кино: большая романтическая любовь, коварное колдовство, столкновение прошлого и будущего, юмор и фантазия. Однако телевизионное начальство почему-то его сразу невзлюбило. Премьера состоялась под Новый Год, когда все зрители готовились к праздничному застолью и ждали уже привычной "Иронии судьбы". Фильм оказался слишком неожиданным, хотя именно в нем нашел, может быть, самое полное воплощение дух семидесятых годов: музыка, мода, прически, чуть романтичный стиль жизни. Квинихидзе точно подметил свойство моды периодически возвращаться и остроумно обыграл это в своем фильме, попутно оправдав то, что люди будущего ходят у него в современных одеждах. Несмотря на звездный актерский состав - Еременко-младший, Зельдин, Этуш, Полищук, Кокшенов, Ясулович - фильм показывался не часто. Зато во всю звучали песни, исполненные в нем Татьяной Анциферовой, и одна из них как примета времени в последствии вошла в программу "Старые песни о главном - 3".

Еще один фантастический мюзикл Квинихидзе снял в 1983 году. С первого показа фильм "Мэри Поппинс, до свиданья!" полюбился зрителям. Музыкальная история про няню-вошебницу в равной степени задела за живое, как детскую, так и взрослую аудиторию. Это была еще одна экранизация английской повести, на этот раз Памеллы Трэверс. Мэри Поппинс, сыгранная Натальей Андрейченко, сумела хоть не надолго вернуть взрослым их детство, а вместе с ним неповторимый романтический аромат, в котором неразрывно соединяются светлая грусть и тихая радость. Именно за эти ощущения многие так любят романтическую фантастику. Воплощением этого магического мостика между детством и зрелостью стал в фильме персонаж Лембита Ульфсака. Особую пикантность фильму придает Олег Табаков, с неподражаемым озорством сыгравший женскую роль. Ну и, конечно же, песни - чего стоит одна только "Пол года плохая погода", исполненная Павлом Смеяном...

К сожалению, эта невероятная легкость, музыкальность и фантастическая возвышенность, так свойственная российскому кинематографу конца 70-х - 80-х годов, безвозвратно канула в лету и теперь вызывает лишь щемящую ностальгию. Перестройка обозлила самых возвышенных романтиков. В 1987 году Квинихидзе снял свой, наверное, самый неожиданный и, уж точно, самый необычный фильм. С некоторой степенью условности его жанр можно определить как фантасмагорию. Герой картины "Друг" хронический алкоголик, человек без чести, совести и моральных принципов; его блестяще сыграл Сергей Шакуров - еще одно точное актерское попадание в цель. Не в горячечном бреду, а наяву к нему приходит говорящий пес, огромный черный ньюфаундленд. Он не просто становится его другом, но и старается перевоспитать его, вернуть к здоровой и полноценной жизни. У него это даже вроде бы начинает получаться, однако пагубная страсть одерживает верх... Финал фильма пугает и шокирует: герой сдает пса собачникам и снова напивается. Но пес ведь был волшебным, к тому же он был настоящим другом - он прощает человеческое предательство и снова возвращается. Вот только теперь не понятно, наяву или все-таки только в бреду... Говорят, что этот страшный финал режиссеру навязали спонсоры, дабы придать фильму актуальность и "перестроечное" звучание - не знаю, проверить слух возможности не было. Особую жесткость и пронзительность придают фильму песни, написанные и исполненные Александром Розенбаумом.

Надо сказать, что фантастические фильмы Квинихидзе точно чередовались с сугубо реалистическими. В 1981 году была снята музыкальная киноповесть "Шляпа"; в 1986 - мелодрама "Там, где нас нет"; а в 1988 - лирическая комедия "Артистка из Грибова". Однако можно уверенно сказать, что все они не пользовались такой бесспорной и наглядной народной любовью, как упомянутая выше фантастика.

Девяностые годы печально памятны кризисом, разразившимся не только в экономике, но и в кинематографе. В 1992 году режиссер возвращается в родной город на Неве и снимает на "Ленфильме" еще одну фантасмагорию - "Белые ночи" по мотивам одноименной фантастической повести Ф. М. Достоевского. Для этого, действительно, нужно было ехать в Ленинград - трудно себе представить более питерского писателя. Фильм этот оказался совсем незамеченным и неоцененным, как и телесериал "Дом" (сорок серий!), снятый в 1995 году. Зная способность Квинихидзе, можно смело надеяться, что в будущем и эти работы найдут своего благодарного зрителя.

А пока дела в кинематографе идут не шатко не валко, режиссер, не теряя времени даром, обратился к театру. Он уже успел поработать в должности художественного руководителя и главного режиссера Московского государственного мюзик-холла, поставить спектакли в театрах Петербурга, Таллинна и Пярну. А сейчас неутомимый Квинихидзе работает в Одесском театре музыкальной комедии имени М. Водяного над пьесой Э. Яворского "Малыш" (по мотивам комедии Ж. де Летраза). Повезло же одесситам...

Хочется верить, что российский кинематограф вновь поднимется с колен. И тогда Леонид Квинихидзе непременно снимет новые ленты, такие же яркие и увлекательные, как старые. Ведь нашему кино не хватает сейчас именно таких музыкальных и таких фантастических картин. А он еще полон творческих сил, и дай Бог ему здоровья.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001