История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Кропанин

ТОГДА, В 1970-е

Взгляд с Урала

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Кропанин, 2010

Любезно предоставлено автором, 2010.

Пер. в эл. вид В. Кропанин, 2010

Семидесятые годы ХХ века в отечественной фантастике считаются временем торжества литературной бюрократии. Это не совсем так. В 1966 году Л. И. Брежнев и его соратники окончательно утвердились на вершине власти. И поэтому с 1967 года партийные бюрократы начинают наступление на отечественную фантастику. В 1967–68 годах проходит ревизия издательств выпускавших фантастику: «Мысль», «Знание», «Гидрометеоиздат» и др. В издательстве «Мысль» выходит только сдвоенный альманах «На суше и на море», а в издательстве «Знание» в 1968–69 годах вообще не выходили сборники НФ. «Гидрометеоиздат» прекращает печатать НФ произведения вообще. Неугодные авторы выжимаются из московских издательств на периферию страны. Правда, 1967 год отмечен выходом сразу нескольких хороших фантастических фильмов разных жанров. Это комедия «Его звали Роберт», экранизация на телевидении романа А. Беляева «Продавец воздуха», повесть Н. Гоголя «Вий» и, наконец, первая часть «Туманности Андромеды». «Вий», кстати, был первым «ужастиком» советского киноэкрана, хотя представлялся как сказка. В 1968 году на телевидении вышел только один приличный НФ фильм. Это двухсерийный «Солярис». В нем играли популярные актеры Лановой и Этуш. Вообще эта экранизация мне понравилась больше фильма Тарковского, потому что не отступала от романа С. Лема и была достаточно динамичной. Кроме этого был снят короткометражный по рассказу Лема «Испытание». Это была экранизация первого рассказа о Пирксе, а не как указано у Харитонова и Щербак-Жукова по рассказу «Дознание». Вышел также последний фильм П. Клушанцева «Марс». После 1968 и до 1972 на экраны страны выходили только сказки или притчи, а чистой фантастики не было. Конечно, в этот период выходили выдающиеся фильмы, как «Андрей Рублев» или «Белое солнце пустыни», но фантастику показывали только зарубежную. К примеру «Фантомас» 3 серии, «За 1000000 лет до нашей эры», «День, когда всплыла рыба» и «Бей первым, Фреди», который являлся пародией на фильмы про Джеймса Бонда.

А в это время шла космическая битва за Луну. Оба соперника торопились и поэтому совершали ошибки, которые привели к гибели В. Комарова и 3-х американских астронавтов. Хотя проект «Аполлон» в СССР освещался очень скудно, но, внимательно следя за газетными сообщениями, можно было понять, что выигрывают американцы. Правда они тоже психовали по поводу запусков наших космических аппаратов «Зонд» с облетом Луны и даже изменили свою программу, чтобы первыми слетать на орбиту Луны. В последствии, будучи в Москве, я зашел в Политехнический музей, где среди экспонатов увидел манекен в скафандре, который облетел вокруг Луны и понял, опасения американцев не были беспочвенными – мы могли облететь Луну раньше.

Перед полетом «Аполлона–11» было много шума вокруг заноса внеземных микроорганизмов. М. Крайтон удачно подсуетился с публикацией своего романа «Штамм Андромеда», ставшего в США бестселлером. У нас газета «Неделя» тоже оперативно осуществила перевод и опубликовала сокращенный вариант. Так в СССР ещё появлялись новинки зарубежной фантастики.

В основном зарубежная фантастика печаталась в издательствах «Мир» и «Молодая гвардия». После 1973 года в издательстве «Мир» было резко сокращено количество издаваемых НФ книг, а «Молодая гвардия» стала выпускать по одной зарубежной НФ книге в год. Космическим достижениям, хотя и однобоко, уделялось много внимания в прессе и книгах. В 1968 году, в честь десятилетия запуска 1-го спутника, вышла маленькая популярная энциклопедия «Космонавтика» в которой можно было проследить историю развития как отечественной, так и зарубежной ракетной техники, а также попутных течений в филателии, нумизматике и литературе. Была там и статья о фантастике, посвященной космическим полетам. Но хотя вся страна следила за достижениями отечественной космонавтики, на отечественный фэндом продолжалась идеологическая атака.

В 1969 году в «Молодой гвардии» начинает выходить серия «Стрела» и приложение к журналу «Сельская молодежь» – «Подвиг». Политика издательства переориентируется на приключенческую и военно-патриотическую литературу. Зато в 1970 году в области исследования фантастики выходят две эпохальные книги: Бритиков «Русский советский НФ роман» и Ляпунов «В мире мечты». В них подводятся итоги развития отечественной фантастики в первой половине ХХ века.

В начале 70-х годов набирает влияние и известность К. Булычев, публикующий в основном детскую фантастику и приключения. Например, выходит первое издание «Девочки с Земли».

После смерти И. Ефремова в октябре 1972 года в издательствах «Мысль» и «Знание» окончательно перестают выходить НФ авторские сборники, а выходят только альманахи НФ и «На суше и на море». А. и Б. Стругацкие печатают новые произведения только в журналах «Аврора», «Знание – Сила», «Юность», «Памир» и др.

Е. Парнов начал писать в одиночку – в основном приключения. Новые фантастические книги выходят в основном в региональных издательствах. В регионах также переиздаются старые НФ произведения. К примеру, в 1977 году «Аэлита» была переиздана семь раз в разных городах страны. У нас в Челябинске был только один писатель-фантаст Михаил Клименко, но его публиковали только в сборниках и газетах. Зато в соседнем Свердловске работала целая плеяда местных фантастов, почти каждый год издававшая свои произведения. Например, В. Крапивин в «Уральском следопыте» печатал свои повести для детей и юношества. Потом в Средне-Уральском кн. Издательстве выходили его персональные сборники. В 1971 году вышел второй коллективный сборник фантастики «Только один старт». Вообще истинным пропагандистом отечественной фантастики являлся журнал «Уральский следопыт» с В. Бугровым и Мешавкиным и Новосибирское кн. издательство с Михеевым и Прашкевичем. «Уральским следопытом» в 1975 году была организована неподражаемая викторина по фантастике, которая вывела журнал в лидеры фэндома страны, и в конце концов привела к организации знаменитой «Аэлиты». Поэтому в 70-е развитие отечественной фантастики продолжилось в провинции.

Довольно неожиданно с 1972 года начинают выходить на экраны НФ фильмы, как для детей, так и для взрослых. Первой ласточкой был «Солярис» Тарковского. Затем из года в год выходит самая разная кинофантастика: комедия «Иван Васильевич меняет профессию», приключения «Земля Санникова» с её незабываемыми песнями и актерами, социальная фантастика «Бегство мистера Мак-Кинли», детская «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также всяческие «Акванавты» и «Звёздные инспектор». Кроме этого вышло несколько зарубежных фильмов: «Секрет племени Бороро» (ЧССР), «Козерог–1» (США), «Гибель Японии» и «Легенда о динозавре» (Япония). Кроме этого в 1971–72 годах были показаны два научно-популярных фильма с фантастическим уклоном «Индийские йоги – кто они?» и «Воспоминание о будущем» Эриха фон Дэникена. По телевидению показывали многосерийные фильмы: «Крах инженера Гарина» (1973) и фрацузский «Таинственный остров капитана Немо».

На театральных подмостках также ставились спектакли по НФ произведениям. Лично я в г. Нижнем Тагиле примерно в 1975 году посмотрел спектакль местного драматического театра «Человек-невидимка» В этом спектакле были применены театральные спецэффекты. В Новосибирском ТЮЗе был поставлен спектакль по рассказу А. Азимова «Уродливый мальчик» под названием «Тимми – ровесник мамонта». В московских театрах в 1975 году шли спектакли «Иван Васильевич» М. Булгакова и «Автоград ХХI» М. Захарова и Ю. Висбора.

Не обязательно с грифом «фантастика» в различных издательствах публикуются фантастические произведения: В. Аксенова «Сундучок в котором что-то стучит», А. Громовой «Мы одной крови – ты и я», Г. Голубева «Голос в ночи» и В. Шефнера. Даже В. Шукшин написал повесть-сказку «До первых петухов», а Е. Евтушенко повесть «Ардабиола». Вышли новые литературоведческие книги: Ю. Кагарлицкий «Что такое фантастика?» (1974), Б. Ляпунов «В мире фантастики» и Е. Парнов «Фантастика в век НТР».

У нас в Челябинске в 70-е тоже выходит несколько книг уральских авторов: Ю. Тупицына «Синий мир», А. Малахова «Будущее не в прошедшем» и сборник «Иной цвет». Газета «Вечерний Челябинск» публикуются произведения уральских авторов С. Гагарина и Ю. Тупицына. В «толстых» журналах публикуются произведения С. Лема, М. Булгакова, И. Шоу, А. Хейли и других. Это тоже была своеобразная фантастика.

Издательство «Молодая гвардия» публикует отличный сборник о Луне «Лунариум» (1975), в который было включено много фантастических произведений, в основном зарубежных авторов разных веков, о полетах к нашей небесной соседке. Другие издательства в свои тематические сборники также включают фантастические произведения. Это сборники «Любимый цирк» издательства «Искусство» и «Лучезарный феникс» изд. «Книга». В изд. «Молодая гвардия» печатают зарубежную фантастику, по одной книге в год. Эти книги были страшным дефицитом – особенно «И грянул гром» (1976 год). В эти годы «М. Г. «выпустила собрания сочинений И. Ефремова и А. Казанцева и двухтомники избранного Немцова и Платова. Вышли сборники дореволюционной русской фантастики.

...Я учусь на Автотракторном факультете ЧПИ. В перерывах между занятиями и на скучных лекциях однокурсники читают по очереди «Отель «У погибшего альпиниста» и «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких, а также «Колеса» А. Хейли. Потом обсуждаем и спорим между собой. «Колеса», правда, не назывались НФ романом, но технологии описанные в нем для нас были фантастическими. Вообще в журналах «Аврора», «Наука и жизнь», «Смена» и «Ровесник» можно было найти много интересных студенчеству произведений. М. Булгаков, В. Пикуль, А. Азимов, И. Шоу «Шёпот в бедламе» А. Громова и Р. Нудельман «Кто есть кто?» и, наконец, Житинский «Глагол «инженер» и «Сено – солома», Курбатов «Вчера ошибок не будет». В этих произведения почти всегда были фантастические элементы. Журнал «Техника-молодежи» неоднократно проводил конкурсы НФ рассказов по рисункам Побединского и Авотина, а также конкурс фантастической живописи «Время – пространство – человек». Проникает в радиоэфир космическая музыка групп «Space» и «Pink Floyd», а также отечественной группы «Зодиак».

С другой стороны в печати идет критика фильмов, которые простой зритель не видел. Например, разносят фильмы «Челюсти» и «Звёздные войны».

1978 год оказался в некотором смысле переломным в судьбе советской фантастики. «Молодая гвардия» не смогла монополизировать публикацию отечественной фантастики. В связи с двадцатилетием журнала «Уральский следопыт» совещание по фантастике и приключениям состоялось в Свердловске, где шел откровенный разговор о судьбе отечественной литературы. На телевидении вновь начали ставить фантастические телефильмы по произведениям зарубежных и отечественных писателей. Так появились фильмы: «Капитан Немо» (1976) по Ж. Верну, «Волшебный голос Джельсомино» (1977) по Д. Родари и «Приключения Электроника» (1980). В конце 1979 года на экраны телевизоров вышел мюзикл «31 июня» по повести Д. Б. Пристли, а в 1980 году детектив «Гибель 31 отдела» шведского писателя П. Вале. Прорывом был почти одновременный выход двух фильмов по произведениям А. и Б. Стругацких: «Отель «У погибшего альпиниста» (Таллинфильм) и «Сталкер» Тарковского, а также советско-польского «Дознание пилота Пиркса» по рассказу С. Лема. Также были сняты фильмы по роману «Лунная Радуга» С. Павлова и «Через тернии к звездам» по сценарию К. Булычева, за который он получил Госпремию. Кроме этого, в 1978 году на телевидении появилась передача «Этот фантастический мир» которую вел космонавт Георгий Гречко, впоследствии неоднократно посещавший Свердловскую «Аэлиту».

В 1980 году властям стало не до преследования фантастики – наступили Афганистан и Московская Олимпиада. В этом году на Урале начинает выходить региональный ежегодник «Поиск», посвященный фантастике и приключениям, а в «Уральском следопыте» готовится премия «Аэлита». Кроме этого 80-й год был годом 100–летнего юбилея А. Грина. Наверно почти все региональные издательства выпустили хоть по одной книге этого писателя. «Уральский следопыт» половину августовского номера посвятил писателю романтической мечты. Этот номер я храню до сих пор. В журналах и газетах печаталась информация о КЛФ, и клубы имели возможность контактировать друг с другом.

В 70-х годах жизнь фэндома прошла под девизом «Бороться, искать найти и не сдаваться». Если просматривать периодику, можно было найти достаточное количество хороших произведений. Фантастику можно было найти и других областях искусства. А поиск намного увлекательней подаче на блюдечке с голубой каемочкой. Поэтому, несмотря на нажим со стороны властей, в 70-е годы фэндом жил и развивался, и даже хорошо, что он очистился от случайных попутчиков вроде книжных «жучков», для которых важна была только книга сама по себе, а не её содержание.

В 70-х во весь голос заявили о себе Булычев, Павлов, Гуляковский, Головачев и Никитин. Их произведения читаются до сих пор, а то, что некоторые произведения пришли к читателям только в период перестройки, не так уже и важно. Главное, что писатели и любители фантастики закалились в этой борьбе.

В. Кропанин

г. Челябинск

2.03.2010.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001